Печать
Категория: Статьи
Просмотров: 7672

Аннотация. В статье авторы произвели анализ и выявили социально-экономические факторы, оказывающие определённое влияние на налоговые поступления в региональные бюджеты субъектов Центрального федерального округа с использованием информационно-аналитической системы «Налоги РФ».

Ключевые слова: налоги, налоговые поступления, структура налоговых поступлений, бюджеты субъектов Российской Федерации, статистическая налоговая отчетность, статистические данные, социально-экономические показатели, социально-экономические факторы, интеллектуальный анализ данных, информационная система, ИАС «Налоги РФ».

ANALYSISINFLUENCE OF SOCIALLY ECONOMIC FACTORS ON TAXES INCOME IN BUDGETS OF SUBJECTS OF CENTRAL FEDERAL DISTRICT

Abstract. Authors of this article took analysis and defined relations between incomes for kind of taxes and socially economic indexes for subjects of Central federal districtusing information-analytical system «Taxes RF».

Keywords: taxes, tax income, structure of tax incomes, budgets of subjects, statistics tax reports statistic data, socio-economic indexes, sociallyeconomic factors, data mining information system, IAS “Taxes RF”.

Собственные налоговые доходы субъектов Российской Федерации[1] являются важным источником расходов, позволяющим регионам выполнять свои функции без обращения за финансированием из федерального бюджета и без обращения к заемным средствам. В настоящее время многие региональные бюджеты испытывают проблемы с источниками собственных доходов[2] и все больше обращаются к займам. Рост стоимости заимствований негативно сказывается на темпах развития наиболее успешных регионов[3].

Целью данной статьи является поиск социально-экономических факторов[4], определяющих уровень поступления налогов в региональные бюджеты с использованием информационно-аналитической системы «Налоги РФ». В будущем воздействие на данные факторы позволит увеличить налоговые поступления и самостоятельность региональных бюджетов, укрепив российскую бюджетную систему в целом. Следует согласиться с мнением, что «в федеративном государстве для компенсации неравномерности уровня развития регионов необходимо сосредоточиться на вопросах расширения налоговой базы территорий»[5]. Вопросы эффективности поступлений в бюджеты федеративных государств и их последующее перераспределение между бюджетами рассматривается и зарубежными авторами[6]. Определенным ограничением при рассмотрении особенностей российской налоговой системы и российской экономики является сравнительно небольшая история существования и наличия статистических данных. Российская Федерация, начиная с момента образования, прошла непростой путь экономического развития, связанный с кризисами и резкими изменениями. Отдельной проблемой является отсутствие статистики по части экономических показателей. Это ограничивает возможности статистических методов анализа российской экономики и налоговой системы.

Тем не менее, автор постарался обойти эти естественные ограничения и предложить методику выявления взаимосвязей экономических и налоговых показателей. Но для этого было необходимо сделать ряд допущений. Поскольку в данной работе использованы годовые интервалы, выборка значений для определения взаимосвязей относительно мала (семь лет), то в дальнейшем будем использовать выражение о предполагаемой взаимосвязи. Для укрепления выводов о существовании предполагаемой взаимосвязи будем использовать коэффициенты парной корреляции по методу Пирсона с уровнем статистической значимости не более 0,05. Результаты вычислений были взяты из ИАС «Налоги РФ».

Суть методики заключатся в том, чтобы произвести многочисленные вычисления коэффициентов парных корреляций и отсеять наименее значимые из них. После чего методом количественного анализа определить повторяющиеся случаи с похожей парной корреляцией среди субъектов РФ. Это и будем считать предполагаемой взаимосвязью между экономическими и налоговыми показателями. Благодаря реализации автором методов и алгоритмов по сбору, обработке и анализу различных по структуре и составу статистических данных в ИАС «Налоги РФ» стало возможным значительно быстрее получать аналитическую информацию.

В число социально-экономических показателей входят: 1) валовый региональный продукт (ВРП), 2) индекс потребительских цен (ИПЦ), 3) стоимость основных фондов, 4) инвестиции в основной капитал, 5) износ основных фондов, 6) уровень собираемости налоговых поступлений, 7) численность занятого населения, 8) численность безработного населения, 9) общая численность населения, 10) число предприятия и организаций, 11) средние душевые доходы, 12) число собственных автомобилей на 1 тыс. человек, 13) средние душевые расходы, 14) продукция сельского хозяйства, 15) объем платных услуг, 16) заболеваемость на 1 тыс. чел.

В число налоговых показателей входят виды налогов: 1) акцизы, 2) государственная пошлина, 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 4) единый сельскохозяйственный налог, 5) налог на доходы физических лиц, 6) земельный налог, 7) налог на игорный бизнес, 8) налог на имущество организаций, 9) налог на прибыль, 10) транспортный налог, 11) постоянная задолженность, 12) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, 13) упрощённая система налогообложения.

Поскольку налоговые поступления в региональные бюджеты регионов составляют основную долю налоговых поступлений от объема поступлений в консолидированные бюджеты, то наиболее интересно будет рассматривать этот вид бюджета с целью выявления предполагаемых социально-экономических факторов влияющих на его объем и структуру.

Применяемая автором методика заключается в использовании ИАС «Налоги РФ» для упрощения процесса вычисления парной линейной корреляции и поиска независимых признаков-факторов среди субъектов Центрального федерального округа. Также данный подход может помочь в построении или совершенствовании математических моделей прогнозирования налоговых поступлений[7]. В таблице 1 представлен результат вычисления системой статистически значимых социально-экономических факторов влияющие на налоговые поступления в региональный бюджет г. Москвы.

Таблица 1

Матрица коэффициентов линейной корреляции между налоговыми поступлениями в региональный бюджет г. Москвы по видам налогов и социально-экономическими показателям

№ вида налога № социально-экономического показателя
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1   -0,9     0,9     0,9 0,8 0,9 0,8 0,8      
2     0,9   0,9     1 0,9 1 1 1   0,9  
3   0,8 -0,8   -1     -0,8 -0,8 -0,9 -0,9 -0,9   -0,8 -0,9
4 -0,9                       1    
5     1 0,8 0,8 0,8   0,9 0,9 0,9 1 1   1  
6   -0,8 0,9   0,9     1 1 0,9 0,9 1   0,9  
7     -0,9   -0,9     -0,9 -0,9 -1 -0,9 -0,9   -0,9 -0,8
8     1   0,9     0,8 0,9 0,9 1 1   1 0,8
9             -0,9                
10     1   0,8     0,9 0,9 0,9 1 1   1  
11         -0,8*                    
12   -0,8 0,9   0,9     0,9 1 1 0,9 1   0,9 0,8
13     1   0,8     0,9 1 0,9 1 1   1  

Таблица составлена авторами на основе данных ФНС России и Росстата, с использованием программного инструмента ИАС «Налоги РФ».

Примечание: значение коэффициента корреляции с уровнем статистической значимости не более 0,01 выделены жирным шрифтом. В пустыне клетки таблицы не вошли значения коэффициентов корреляции с уровнем статистической значимости больше 0,05 и с коэффициентом корреляции меньше 0,7.

 

Анализируя таблицу 1 можно сделать вывод о том, что существует вероятная взаимосвязь между налоговыми поступлениями в региональный бюджет и социально-экономическими показателями г. Москвы. В частности, увеличение показателя по износу основных фондов (5) ведет к уменьшению поступлений в региональный бюджет по ЕНВД (3), НИБ (7) и поступления в счет погашения задолженности (11). На поступления по НДФЛ (5) в положительную сторону влияет увеличение численности общего (8) и занятого населения (6), инвестиций в основной капитал и износ основных фондов (4). Взаимосвязи для налоговых поступлений регионального бюджета г. Москвы по налогу на прибыль предприятий найдено не было. В данном случае простая линейная корреляция не может нам сказать о наличии устойчивой связи или её отсутствии между исследуемыми независимыми показателями, поскольку это частный случай. Однако если произвести вычисления и анализ по группе субъектов РФ входящие в состав Центрального федерального округа, можно выявить не частные случаи, а общие. Это даст возможность говорить об вероятно устойчивой связи между исследуемыми показателями.

Возьмем аналогичную выборку коэффициентов корреляции одновременно для 18 субъектов ЦФО и разделим их на две группы: коэффициенты с положительным и отрицательным значениями. Воспользовавшись ИАС «Налоги РФ» для операции агрегирования и создания сводных таблиц, получим матрицу значений (таблица 2), где будет отражено количественное выражение положительных и отрицательных похожих взаимосвязей. В таблице 2 приведена выборка, которая производилась с числом совпадений больше или равно десяти, это 55% от общего числа выборки. В число социально-экономических показателей попали: 1)инвестиции в основной капитал, 2) объем платных услуг, 3) общая численность населения, 4) продукция сельского хозяйства, 5) средние душевые доходы, 6) средние душевые расходы, 7)стоимость основных фондов, 8) число собственных автомобилей на 1 тыс. человек.

Таблица 2

Распределение числа совпадений для пар показателей среди субъектов Центрального федерального округа

№ соц.-эко. показателя Сокр. название вида налога
Влияние НДФЛ НИБ НИО НП ТН

СПОЖМ

иВБР

УСН
1 полож. 14   14 12   11 12
2 отриц.   13          
полож. 18   18 12 11 14 15
3 отриц. 12   11        
4 отриц.              
полож. 17   17 15 10 12 13
5 отриц.   15          
полож. 18   18 13 12 15 14
6 отриц.   14          
полож. 18   18 14 12 15 15
7 отриц.   14          
полож. 18   18 13 11 14 15
8 отриц.   15          
полож. 18   18 13 10 10 14

Таблица составлена авторами на основе данных ФНС России и Росстата, с использованием программного инструмента ИАС «Налоги РФ».

 

По данным таблицы 2 видно, что имеются, как устойчивые положительные взаимосвязи между налоговыми поступлениями субъектов в региональный бюджет и социально-экономическим показателями, так и отрицательные. Например, для налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов ЦФО по налогу на доходы физических лиц положительно влияют показатели под номерами 1 (валовый региональный продукт), 2 (объем платных услуг), 4-8 (продукция сельского хозяйства, средние душевые доходы, средние душевые расходы, стоимость основных фондов, число собственных автомобилей на 1 тыс. человек), а отрицательно воздействует общая численность населения. Аналогичные социально-экономические показатели влияют на налоговые поступления по налогу на имущество организаций. Данные взаимосвязи являются вполне ожидаемыми, поскольку налоговой базой по налогам являются именно отдельные экономические показатели (в данном случае доходы населения и стоимость основных средств), которые сами между собой взаимосвязаны и определяют интегрирующие показатели. Интересно другое: такие налоги как налог на прибыль и аналогичный ему налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, имеет гораздо более слабую зависимость от социально-экономических показателей (это означает, что налоги на прибыль менее надежные источники доходов региональных бюджетов, чем НДФЛ и НИО).

Таким образом, рассматривая количественные совпадения положительных и отрицательных взаимосвязей, можно предположить о существовании устойчивых взаимосвязей между налоговыми поступлениями и социально-экономическими показателями. Это дает возможность более детально понимать механизмы их взаимодействия. Отсюда следует, что при воздействии определенным образом на изменение социально-экономических показателей, это приведет к изменению налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов РФ в сторону их увеличения или снижения.

Отдельные предложение по совершенствованию методов и алгоритмов системы ИАС «Налоги РФ» для выполнения более точных расчетов с применение многофакторного анализа автор собирается сформировать в следующих статьях по данной теме.

Список литературы:

  1. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nalog.ru.
  2. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Сулейманов М.М. О Налоговом регулировании доходов субъектов федерации // Финансы. – 2010. - № 11. – с. 32-38.
  3. Ермакова  Е.А., Семернина Ю.В. Привлекательность облигационного финансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации в условиях роста региональных долгов // Региональная экономика: теория и практика.  2013. № 44 (323). С. 14-28.
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Статистический сборник / Росстат. - М., 2012.
  5. Пинская М.Р. Вопросы налогового федерализма в концепции федеративных финансов // Налоги и налогообложение. 2011, - № 1. – с. 11.
  6. Keen, M.J., Kotsogiannis, C., Does federalism lead to excessively high taxes? American Economic Review, 2002, 92 (1), pp. 363-370.
  7. Rodden, J., Reviving Leviathan: Fiscal Federalism and the Growth of Government, International Organization, 2003, 57 (4), pp. 695-729.
  8. Скляр А. В., Цацулин А.Н. Моделирование бюджетных доходов региона от налога на прибыль организаций и НДФЛ // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. - № 2. – с. 5.
  9. Зюзина Н.В., 2012, Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». Моделирование налоговых поступлений регионов РФ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/1895-2012-12-26-10-55-37

Источник: Косарев И.М. Факторы, влияющие на налоговые поступления региональных бюджетов (на примере Центрального федерального округа) / Косарев И.М., Научный руководитель М.Р. Пинская, д.э.н. // Актуальные проблемы налоговой политики: сборник статей участников VII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. / Сост. д.э.н., проф. Киреева Е.Ф. — Мн.: БГЭУ, 2015. — МИНСК. – 2015. –  с. 57-60.